18.03.2025
В коллекции Музея Истории Шоколада и Какао хранятся три статуэтки производства компании «Гебель» (Goebel), которая была основана в 1871 году Францом Детлеффом (Franz Detleff) и Уильемом Гебелем (William Goebel). Марка Гебель — одна из самых престижных марок в мире в области фарфора. Всемирно известна коллекционной серией скульптур «Hummel-Figuren», выполненных по эскизам рисунков монахини Марии Иннокентии Хюммель. «Традиция заключается не в сохранении пепла, а в передаче огня», - это девиз компании Goebel, которая уже почти полтора века делает фарфор, восхищающий весь мир.
Савина Юлия Владимировна, заместитель директора Музея Истории Шоколада и Какао
Озорные пухлощекие малыши в ботинках не по размеру, со спущенными чулочками, в смешных панамках, занятые своими нехитрыми детскими делами - истинное украшение наших витрин. Эти очаровательные малыши из бисквитного фарфора связаны с именем монахини Сестры Марии–Иннокентии Хуммель.
Берта Хуммель родилась 21 мая 1909 года в городе Массинг, расположенном на юге Баварии, и была третьей дочерью Адольфа Хуммеля, состоятельного торговца, и его жены Виктории Хуммель. Еще в раннем детстве, у голубоглазой Берты, как её ласково называли родители, проявились способности к рисованию. Свое образование она начала в пять лет - ее отдали в школу для бедных в родном городе. А в 18 лет будущая художница поступила в Академию прикладного искусства в Мюнхене, сдав вступительный экзамен без подготовки!
Берта блестяще училась, и у ее педагогов была надежда, что она продолжит работу в Академии в качестве ассистента преподавателя. Но она вдруг сделала неожиданный выбор – приняла постриг, ушла в монастырь Сиссен став монахиней Сестрой Марией Иннокентией, от латинского слова Innocence - невинный.
Сестра Мария Иннокентия не оставила любимое занятие, она преподавала рисование в школе под руководством монастыря. Ее любовь к детям выразилась в трогательных рисунках.
Несколько её работ были отправлены в мюнхенское издательство «Ars Sacra Josef Mueller Verlag», которое специализировалось на религиозном искусстве. Издательство предложило использовать иллюстрации Хуммель для открыток. Художница согласилась на публикацию своих творений, и создала серию религиозных рисунков на Пасху и Рождество.
В 1934 году в издательстве «Emil Fink Verlag» в Штутгарте вышла первая книга-альбом «Hummel Buch» с рисунками сестры Марии Иннокентии Хуммель и со стихами венской писательницы Маргарет Зееман. Тираж был небольшой, всего 5000 экземпляров. Но на издание обратили внимание.
У популярности есть и обратная сторона: в газете «The SA-Man» от 20 марта 1937 года была опубликована статья, в которой работы Сестры Хуммель описывались как «рисунки углём, изображающие так называемые «детские сцены»; ...одного и того же типа ... и того же жанра, изображающие детей с гидроцефальными головами и косолапыми ногами, которые из-за своего «внутреннего юмора» всегда нарисованы с торчащими из платьев вешалками и языками, высунутыми из развязанных, порванных ботинок». Но критика только подстегнула интерес к работам монахини!
И вскоре вышел еще один альбом с рисунками Сестры Марии от издательства «Ars Sacra», которое собрало лучшие работы Хуммель. А назвали книгу «Hui, die Hummel», что переводится: «А вот и шмелик!», и является игрой слов с фамилией художницы: Hummel - шмель.
Издания привлекли внимание Франца Гебеля, владельца фарфоровой компании. И начался новый этап в творчестве монахини. Франц Гебель попросил у Сиссенского монастыря разрешение на создание керамических фигурок по рисункам сестры Марии Иннокентии Хуммель. В результате переговоров компания «Goebel» получила эксклюзивные права на создание фигурок и барельефов по рисункам монахини.
И вот, художники-керамисты сделали плоские изображения объемными, создали уникальную палитру красок. Плоскостные рисунки обрели новую, еще более яркую жизнь. Сестра Мария–Иннокентия Хуммель посещала производство. За ней оставлялось решающее слово в художественном оформлении изделий: она работала вместе со скульпторами, следила за правильным подбором форм и цветов.
Знаете ли вы, что у каждой фигурки есть порядковый номер? Статуэтка HUM 420 называется «Дождь идёт?» . Она изображает малыша с книгой и зонтом, который вглядывается в небо: — «Дождь идёт?» На самом деле это изображение реального мальчика, будущего архиепископа Йоханнеса Бабисты Спролла. Художница сделала набросок фигуры мальчика, когда он шёл в школу под начинающимся дождём и нес одну из своих школьных книг, засунутых в спицы зонта...
Сестра Мария Иннокентия - Берта Хуммель одаренный художник, чьи наброски и рисунки легли в основу фарфоровых фигурок и барельефных миниатюр, к сожалению прожила короткую жизнь. Она умерла от туберкулёза в возрасте 37 лет и была похоронена на кладбище своего монастыря 9 ноября 1946 года. По-легенде, во время её похорон пошёл снег, окутав землю белым покрывалом, а потом, вдруг, тучи расступились и над самой ее могилой появились лучи осеннего солнца. Статуэтки Фарфоровой фабрики «W.Goebel», как и прежде, производятся по эскизам Сестры Марии Иннокентии Хуммель.. Они любимы и имеют непреходящую ценность.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.