22.08.2025
В конце 19 - начале 20 века бурно развивается типографское дело, появляются новые техники изготовления многокрасочной печати. Начинается рекламный бум! Для продвижения своего товара производители самой разнообразной продукции заказывают в издательствах рекламную полиграфию: карточки, открытки, календарные стенки, плакаты и афиши. На рекламных карточках московской кондитерской фирмы «Товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнем» часто изображали прелестных девушек, детей, жанровые сценки, все то, что привлекало внимание покупателя к романтическому лакомству – шоколаду. Правление фабрики «Эйнем» часто обращалось к издательству «Макс МУНК в Вене», открытки которого представляли собой иллюстрации художников, а не фотографии, модные в то время. В Музее хранятся открытые письма с изображением работ американского художника Кларенса Фредерика Андервуда (1871-1929гг). Художник родился в 1871 году в Джеймстауне, в округе Чаутоква, штате Нью-Йорк. Окончил Лигу студентов-художников Нью-Йорка и в 1896 году Академию Жюлиана в Париже. В 1901-1902 годах вернулся в Нью-Йорк и посвятил свою жизнь книжной и рекламной иллюстрации. В 1910 году Андервуд стал членом Общества иллюстраторов в Нью-Йорке, а с 1906 до 1926 года работал в крупных издательствах города. Был создателем уникальных обложек для журналов: «The Saturday Evening Post World», «Ladies Home Journal», «The Century Magazine», состоял в штате «New York Press» - американской газеты, выходившей в Нью-Йорке с декабря 1887 по июль 1916 года, проиллюстрировал несколько романов и научно-популярных произведений. Кларенс Ф. Андервуд сыграл важную роль в формировании визуальной культуры начала 20 века. Созданные им зарисовки и жанровые сценки печатались на открытках, календарях, плакатах и других печатных материалах, которые в то время были обычным явлением в американских домах, а иллюстрации к книгам помогали оживить изложенную историю, что, несомненно, обогащало читательский опыт. Интересный факт: В письме, которое Кларенс Андервуд написал своему другу, говорится, что во время визита принца Генри он находился в Вашингтоне, где делал наброски Его Высочества, президента Рузвельта и других известных людей в 1902 году. «Я сидел в трёх футах от президента, пока он разговаривал с военным министром; это было очень интересно. Он поставил свой автограф на наброске. В прошлый вторник я был на спуске на воду императорской яхты и сфотографировал её. Я стоял на платформе в десяти футах от королевской семьи и президента. Меня пригласили на обед...» Кларенс Андервуд был представителем реализма. Его живопись, акварель, пастель, карандаш отличались элегантным изображением американской жизни. Художником было сделано два больших цикла иллюстраций: «Песни любви - старые и новые» на тему романтики отношений в разные исторические эпохи, где каждая картина маленький рассказ о мужчине и женщине, флирте, влюбленности; и второй «Американские типы», где затрагивались не только темы любви, но и семьи, повседневных забот американцев. Он изображал активных женщин, которые не только примеряют шляпки, но и работают секретарем, играют в теннис, катаются на каноэ, ловят рыбу, играют на скрипке, пашут поле. Все это было актуально на фоне первой волны феминизма- борьбы за права женщин на избирательное право, образование, улучшение условий труда. Иллюстрации Андервуда были не только изящными и мастерски выполненными – они передавали дух эпохи, что делало его работы популярными среди издателей и читателей. Шестого апреля 1917 года США официально вступили в Первую мировую войну на стороне Антанты, активное участие в боевых действиях началось в 1918 году. У художника появляются работы с изображением медсестер и военных: «Медсестра раскуривает трубку», «Морская пехота США — будь морским пехотинцем», «Поддержите наших девушек в рамках кампании United War Work», где изображена военная телеграфистка. Мировая война 1914-1918 годов стала первым случаем в американской истории, когда женщины официально работали в военных и государственных учреждениях. Но все же его фигуративное искусство «говорило» в первую очередь о любви. Кларенс Фредерик Андервуд обладал удивительной способностью через изображение на холсте или картоне передавать эмоции. Возможно, на стиль работ художника повлияла трагическая ранняя смерть его первой возлюбленной. С Грейс Гилберт Кёртис Кларенс познакомился в Париже, они поженились в 1897 году и вернулись на родину. Вскоре у пары родилась дочь Валери Глэдис, но радость сменилась горем - месяц спустя любимая жена умерла.Ей было всего двадцать пять лет. Кларенс увековечил память о Грейс в картине «Отсутствующая, но не забытая». «Отправитель орхидей», «Двое в опере», «Последний вальс вместе», «Любовь на крыльях», «Мне снилось, что я живу в мраморных чертогах», «Как распознать полевые цветы», «Любовь смеется над зимой», «Кожа, к которой хочется прикоснуться» - картины, как и их поэтические названия, наполнены нежностью и романтикой. Именно эти работы были так популярны и востребованы век назад -любовные серии печатались на рекламной продукции, в том числе, и владельцами кондитерской фабрики «Эйнем». Эти изображения актуальны и в наши дни. Современные издатели используют картины Кларенса Фредерика Андервуда для иллюстрации романов Драйзера, О.Генри, Джека Лондона и др. Увидеть рекламное открытки фирмы«Товарищества паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнем» с работами Кларенса Фредерика Андервуда «Двое в опере», «Любовь на крыльях», «Любовь смеется над зимой», можно на временных выставках и постоянной в экспозиции нашего Музея.
Савина Юлия Владимировна, заместитель директора Музея Истории Шоколада и Какао
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.


