Вернуться
Публикации

Мода на чай, Журнал Коллекция, 02.12.2022 г.

Название:

Журнал Коллекция

Место издания:

г. Москва

Время издания:

02.12.2022 г.

Аннотация:

Музей Тропинина совместно с Московским музеем холдинга «Объединённые кондитеры» и Музеем пред­при­нимателей, меценатов и благотво­ри­те­лей 2-го де­кабря 2022 года открывает выставку «Мода на чай» — живопись, графика и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное искус­ство из музейных и частных собраний. В экспозиции также участвуют вещи коллекционеров: потомка московских чаеторговцев Боткиных, историка чая и кандидата исто­рических наук Ивана Соколова, Татьяны Удрас и Ирины Чичкиной. Протяжённость Великого чайного пути от китайских плантаций до Москвы составляла более десяти тысяч вёрст, в том числе, около шести тысяч в пределах Российской империи. До середины XIX в. в Москву чай доставляли преимущественно караванным путём из пограничной Кяхты через Сибирь. На выставке самое закрытое азиатское государство показано через творчество художника И.П. Александрова – ри­совальщика посольской миссии в Китай графа Ю.А. Головкина (1805 – 1806 гг). Серия графических «Китайских зарисовок» бывшего ше­реметевско­го крепостного, воспитанника, а впоследствии и академика Императорской Академии художеств, хранилась в фондах и прежде не экспонировалась в музее Тропинина. Пьют его с толком, даже с чувством, то есть совершенно горячий, когда он проникает во все поры тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение, которое кто-то удачно назвал китаизмом». В конце XVIII – начале XIX вв. чаепитие стало атрибутом домашнего и общественного быта, учебных заведений, трактиров и чайных, благотворительных ярмарок, светских приемов, воинской службы и даже тюремного уклада. В это время Москва заняла место столицы русской чайной торговли, лидера чае­потребления и законодательницы традиций чаепития. Москву кто усмешливо, кто ласково звал «чаёвница». Москва любила попить чайку… ― Чай да сахар! ― это приветствие пьющим «китайскую травку» дома ли, в трактире ли было так же всеобще на устах ело­ховско­го москвича 80-90-х годов, как общерусское приветствие человеку, вкушающему пищу: «Хлеб да соль!» В составе коллекции Музея Тропинина значительное место занимают портреты московских купцов первой половины XIX в. Представленные на выставке портреты членов старейших московских чаеторговых семей Перловых, Карзинкиных, Боткиных и их ближайшего родственного окружения Варенцовых, Мазуриных, и Алексеевых исполнены выдающимися художниками своего времени: В.А. Тропининым, П.А. Дубровиным, К.А. Горбуновым и др. – элита московского купечества, открывшая России известных меценатов, кол­лекционе­ров, деятелей литературы, искусства, науки, медицины, промышленности, дипломатии, общественного самоуправления. В XIX в. Москва стала центром чайной торговли и традиций русского чаепития, сюжеты которого воплотились в жанровых картинах, натюрмортах, семейных портретах. В графических и живописных произведениях К.-В. Рабуса, А.П. Сапожникова, П. А. Федотова, Л.К. Плахова, Д.П. Волохова, П.В. Кузнецова из собрания музея Тропинина можно увидеть сцены чаепития и на народном гулянии, и в трактире, и в домашнем интерьере. Вошедшие в состав экспозиции оригинальные чайные и кондитерские упаковки фирм Боткиных, Перловых, Поповых, Абрикосовых, Эйнемов, Сиу и прочих показывают всесословный характер чаепития. Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером: пили, когда взгрустнётся, пили и от нечего делать, и «просто так». Пили с молоком, лимоном, с вареньем, а главное ― с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жёг». Директор Музея В.А. Тропинина Ольга Журавлёва отмечает: «Наш музей – исторический особняк, расположенный в самом сердце Замоскворечья. Представители последней купеческой династии Петуховых, владевшей домом, славились своим гостеприимством, приглашали, в том числе, и на чай культурную элиту начала XX в. – композитора Александра Скрябина, Виктора Борисова-Мусатова. Нам важно отметить участие в выставочном проекте «Мода на чай» как частных коллекционеров, так и музейных институций. Предоставленные ими для экспонирования уникальные предметы помогают погрузиться в атмосферу времени, сформировавшего моду на чай».

Экспонаты, связанные с публикацией